Вернуться к обычному виду

Туризм

Город Протвино Московской области как объект туризма.

I.    Информация о муниципальном образовании

1.    Муниципальное образование «Городской округ Протвино.
Основан 19 февраля 1960 года.
Граничит:
- на севере и востоке – с Серпуховским районом Московской области
    - на юге – с Тарусским районом Калужской области     
    - на западе – с Жуковским районом Московской области
Население города – 37, 2 тыс. чел. Плотность населения – 1400 чел. на 1 кв.км. В городе 5 микрорайонов.
    Официальный сайт г. Протвино - http://www.protvino.ru/
    Герб города -                              Флаг города - 

      2. История города:
Недолгая пока еще история города Протвино выглядит достаточно стандартно в общей картине создания так называемых «наукоградов» в послевоенном СССР.
А именно: вначале ставится государственная задача по развертыванию масштабных научных исследований и соответствующего создания крупных технических систем, затем определяются исполнители и источники финансирования, по рекомендациям специалистов выбирается наиболее целесообразное местоположение объекта и, наконец, идет сооружение объекта, а как бы «вторым планом» идет строительство жилых поселений вблизи объекта. В общем, никаких легенд.
Вид на город со стороны Протвы

 И в то же время для протвинских жителей история создания города - единственная и неповторимая. Как это было?

В государственных инстанциях, принимавших решения, заранее было ясно: для нормальной эксплуатации столь значительного сооружения, как крупнейший в мире ускоритель заряженных частиц, требуется построить жилое поселение на несколько десятков тысяч человек населения.

Подобного рода опыт был уже накоплен при создании важнейших предприятий оборонного комплекса страны. Ожидаемый «прорыв» сконцентрированного здесь отряда ученых в фундаментальной физике с неизбежностью надо было обеспечить надежным «тылом», то есть построить город с современными условиями проживания, с развитой инфраструктурой. Первым вопросом было: «Где?»

Уже во время сооружения в Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ) в Москве "модельного" протонного синхротрона на 7 Гэв - прототипа будущего гиганта отечественной ускорительной техники, - производились «прикидки» по выбору новой строительной площадки для сооружения ускорителя на порядок более мощного, а потому известного с тех пор под аббревиатурой «У-70». В течение 1956 - 1957 г.г. было просмотрено около 40 вариантов площадок в различных районах страны, от Дальнего Востока до Подмосковья включительно.

Необходимым условием было наличие твердого скального основания (гранит, известняк) для установки полуторакилометрового кольцевого электромагнита, невысокая сейсмичность региона, наличие (либо близость) соответствующих коммуникаций и энергосетей. Первостепенными являлись также вопросы обеспечения безопасности эксплуатации создаваемого ускорителя, поскольку физических экспериментов при таких энергиях взаимодействующих частиц еще нигде в мире не производилось.

В итоге был выбран вариант размещения будущего ускорителя в лесистой и малонаселенной местности в 15 км к западу от Серпухова, на левом берегу реки Протвы, в 5 км от впадения её в Оку.

Этот район Южного Подмосковья характерен тем, что здесь миллионы лет тому назад было море, которое оставило после себя своеобразный котлован на основе древних осадочных пород, составляющих Приокское плато Русской материковой платформы. Колебания почвы сейсмического характера здесь не могут превышать 3-4 баллов, а имеющееся обширное известняковое основание обеспечивает особую устойчивость. На месте будущего ускорителя располагался лесной массив, состоящий из смешанных пород с преимуществом хвойных пород. Забредающим в эти живописные и обильные на дары дикой природы места грибникам и ягодникам из Серпухова вряд ли представлялось тогда, что скоро здесь начнется грандиозная стройка, возникнет невиданное кольцо ускорителя и многоэтажный город для тех, кто сюда приедет жить и работать.
Практически сразу вслед за принятием решения Совета Министров СССР о сооружении научно-исследовательского комплекса ускорителя начались не только проектно-конструкторские работы по созданию электрофизического оборудования для него, но и проектные работы по строительству первых домов жилпоселка. В ГСПИ, в мастерской архитектора Корина вскоре был создан первый проект будущего города физиков.
Строительство будущего ускорителя

 

Уже в апреля 1958 года на место строительства (тогда еще имевшего статус «вероятного») прибыла изыскательская экспедиция ГСПИ N 1. Изыскательские работы, включавшие в себя топографическую съемку, прокладку трасс будущих инженерных сетей, обустройство временного поселка, проводились в течение ряда месяцев. И вот 9 августа1958 г. было издано распоряжение СМ РСФСР об отводе крупного земельного участка (1079 га) под размещение ускорителя и жилищное строительство в Серпуховском районе Московской области. С этого момента стало окончательно ясно: стройке быть здесь! В декабре 1959 г. распоряжением СМ РСФСР отведено 41 га под создание базы стройиндустрии (БСИ) и автодороги, затем дополнительно отведено еще 176 га. Согласно архивным записям, 10 января 1960 г. были начаты земляные работы по сооружению полуторакилометрового кольцевого котлована «под ускоритель».

Именно в этот день экскаваторщиком А.В. Фроловым был вынут первый кубометр грунта. Всего здесь предстояло «перелопатить» ни много, ни мало - 384 тысячи кубометров земли. Работы по сооружению кольца велись "вскрышным методом", причем строители с самого начала старались наносить возможно меньший ущерб окружающей природе. Вскоре были начаты и работы по возведению первых жилых зданий поселка, получившего свой первый почтовый адрес: Московская область, Серпухов-7. Почему «7»? Просто к тому времени в Серпуховском районе было 6 почтовых отделений, и вот теперь пришла пора организовывать седьмое. А собственное имя у нового поселка появилось не сразу: первым делом надо было его построить.

Решением исполкома Мособлсовета от 22 января 1965 г. населенному пункту с почтовым индексом «Серпухов-7» присвоен статус рабочего поселка городского типа (РПГТ) и утверждено название – «Протвино». И теперь вполне естественно воспринимается тот факт, что именно небольшая среднерусская река, причудливо петляющая между Московской и Калужской областями, и дала свое имя будущему городу, тем более что никаких прочих населенных пунктов в этом месте не было. Надо отметить, что название оказалось на редкость удачным, поскольку в нем, помимо названия реки, чудесным образом сочетается целый ряд смысловых ассоциаций, начиная с ключевого научного термина «протон»…

 ул. Ленина

 
3.  Город Протвино расположен на юге Московской области, прямо за городом протекает река Протва, которая является границей между Московской и Калужской областями. Город находится в низине, в центре лесного массива, состоящего в основном из хвойных деревьев. Схема проезда в Протвино
 

Рядом с городом находится искусственное озеро, на берегах которого любят отдыхать не только протвинцы, но и жители соседних городов и деревень.
Протвино. Озеро.
 

4. Научный комплекс:

* Градообразующее предприятие наукограда Протвино – ФГУП ГНЦ «Институт физики высоких энергий», сердцем которого является крупнейший в мире ускоритель, относящийся уникальных физических установок мирового уровня, число которых во всем мире можно пересчитать на пальцах одной руки.
Институт физики высоких энергий проводит фундаментальные научные исследования с участием ученых из ведущих научных организаций России, а также Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, г. Дубна), Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН, Швейцария), лабораторий и университетов США, Японии и других стран. С 1996 г. указом президента Ельцина ИФВЭ присвоен статус Государственного научного центра Российской Федерации, подтвержденный и в последующие годы. По ведомственной принадлежности ГНЦ ИФВЭ исторически относится к атомной отрасли страны (Минсредмаш, затем Минатом, далее Федеральное агентство по атомной энергии, с 2008 г.- Государственная корпорация «Росатом»).
Ускорительный комплекс ИФВЭ в настоящее время включает в себя: два линейных ускорителя (И-100 и УРАЛ-30 с энергиями ускоренных протонов 100 и 30 МэВ соответственно); промежуточный синхротрон (бустер) на энергию протонов 1.5 ГэВ; основной синхротрон с длиной кольцевой вакуумной системы 1.5 км и максимальной энергией ускоренных протонов чуть более 70 ГэВ.
Решение о сооружении крупнейшего в мире ускорителя именно в этом месте было принято, главным образом, потому, что здесь скальные породы Среднерусской возвышенности выходят близко к поверхности Земли.
Это и послужило главной причиной сооружения в здешних местах уникального физического прибора - ускорителя заряженных частиц (в данном конкретном случае - протонов, т.е. ядер самого легкого химического элемента - водорода). Скала обеспечивает устойчивость гигантской физической установки, представляющей собой трубу (вакуумную камеру), свернутую в кольцо с длиной окружности около 1.5 километра и размещенную между полюсами кольцевого электромагнита весом более 20 000 тонн.

 

Научно-промышленные предприятия:

* ЗАО «ПРОтом» - создание уникальной протонно-терапевтической установки для лечения онкологических заболеваний.

* ООО «НПО ДНК-технология» - выпуск продукции медицинского назначения на уровне лучших мировых образцов.

* ООО «Новые технологии» - разработка авторизированных компьютерных телевизионных систем безопасности CVS.

Промышленность:

* ОАО "Протвинский опытный завод "Прогресс", изготавливает низковольтные комплектные устройства.

* ООО «Декёнинг Рус» - изготовление элитного оконного профиля.

* ПО «Янтарь» - крупнейший производитель мебели в регионе.

5. Транспорт.

Город Протвино – уютный, компактный, с одного края города до другого идти максимум 45 минут, поэтому жители города долго обходились без городских автобусов. Главное средство передвижения в городе – велосипед.
Рейсовый автобус, соединяющий Протвино с близлежащими городами Серпуховом и Кремёнками, объезжает город по окраине.

6. Программы по туризму находятся в разработке.

7. Город Протвино сам является уникальным объектом градостроительного искусства.
Архитектурный облик города определен стилем шестидесятых годов, когда и начинал строиться город. Это вполне узнаваемое сочетание стекла, бетона, металла, мозаики. Но с самого начал строительства город приобрел свой неповторимый облик.
Город строился на новом месте, прямо в лесу. Он не имеет привычных для русских городов одноэтажных деревенских окраин.
Все жилые здания строились до недавнего времени из кирпича, блочных домов совсем немного.
Пешеходные дорожки из бетонных плит прокладывались в жилых кварталах после того, как жители протаптывали удобные им тропинки.
Паутиной таких извилистых дорожек пронизан весь город.
Позднее в городе появились несерийные многоэтажные дома, выполненные по индивидуальным архитектурным проектам. Эти здания получили у протвинцев меткие названия: "пила", "муравейник", "башня".
Архитектурные проекты детских комбинатов, школ, магазинов, воплощенные с мастерством и вниманием к любым мелочам: конструкции крылечка или крыши над ним, декоративного бассейна для малышей или ландшафтного дизайна двора, - стали настоящим украшением микрорайонов.
Так же с любовью относятся протвинские архитекторы и к новым постройкам в городе: будь то магазинчик, здание автосервиса или отреставрированная пятиэтажка с надстроенной мансардой.
Жизнь в подобном городке по-своему уникальна. Обладая достоинствами и удобствами цивилизованного города, она в то же время имеет неповторимый патриархальный оттенок.
Летом на кухнях сушатся нитки с грибами и пучки трав, на балконах вялятся связки рыбы, в августе из окон пахнет свежим вареньем, в сентябре квасится капуста. Зимой из многочисленных подвалов припасы на детских саночках везут домой к столу.
Грибы, порой, вырастают прямо во дворах. Землянику и чернику на зиму молодые мамы заготавливают, гуляя с колясками по лесным тропинкам рядом с жилыми домами.
Любимый вид транспорта - велосипед. На нем едут на работу и везут на маленьком сиденье на раме ребенка в детский сад, на нем перевозят урожай с огорода или дачи, на нем же путешествуют по окрестным достопримечательным местам или едут на рыбалку.
Мест для купания или рыбалки несколько. Это и живописное глубокое озеро, образовавшееся на месте песчаного карьера, и Протва с обустроенными городскими пляжами, и Ока, до которой на велосипеде по тропинке через лес, поле и деревню Дракино минут двадцать-тридцать езды. Именно оттуда, с пригорка в центре деревни, Протвино и кажется плывущим оранжево-белым корабликом.
Уникальными природными ландшафтами славятся окрестности Протвино. Знаменитая старая мельница, стоящая полуразрушенной со времён войны, пойменные луга по берегам петляющей в зарослях ивняка, гордо возвышающиеся корабельные сосны, будто сошедшие с картин Шишкина, перекат и старая запруда на Протве – всё это создаёт неповторимый облик окрестностям Протвино, радует глаз и кружит голову от чистейшего воздуха, настоянного на луговых травах и цветах.

8. Так как Протвино в 2010 году исполнилось только 50 лет, знаменитые уроженцы только приближаются к своей славе, но зато в городе живёт много интересных людей, уникальных в своих талантах.

Город Протвино славится своими художниками. Всего в городе их 40, среди них 14 человек – Члены Союза художников РФ. Многие из них передают свой опыт и мастерство в Городской художественной школе, через которую приобщились к прекрасному более 1000 маленьких протвинцев.
Среди художников города можно отметить:
 - Губарев Виталий Петрович, Заслуженный художник РФ, член Союза художников России. Работает в технике: графика (офорт, пастель, гуашь, карандаш); живопись (масло, темпера).
- Помелова Инесса Александровна, Заслуженный работник культуры Московской области. Член союза МОООСХ, награждении медалью ВДНХ СССР. Трудовая династия художников Помеловых награждена Знаком Губернатора Московской области «Благодарю». Работает в станковой живописи, скульптуре, керамике.
- Ненастина Елена Николаевна, Заслуженный художник РФ, член Союза художников России, художник-живописец, график. Работает в станковой и книжной графике.

9. Фотографии города - отдельным файлом.

10. Как звонить в службы экстренной помощи г. Протвино с мобильного телефона:
- Пожарная служба (01) 8-4967- 34-06-67
- Милиция (02) 8-4967-34-06-68
- Скорая мед. помощь (03) 8 4967-34-06-69
- Единая дежурно-диспетчерская служба города (112) 8-4967-34-21-08
- Дежурный Администрации города (с выходом на 112) 8-4967-74-74-70

11. Всю информацию о туристических возможностях Протвино можно получить в администрации города, отдел по культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, 8(4967)74-56-44 по России, при звонках из-за границы:
011-7-4967-74-56-44

п. II. Информация по видам туризма.

    Туризм в г. Протвино процветает за счёт частных фирм, которые занимаются в основном выездным туризмом. В настоящее время  Администрация г. Протвино разрабатывает концепцию развития туризма на территории города, где будут определены виды туризма, объекты туристского показа, мероприятия , и прочее.
    На настоящий момент представляем следующую информацию:
1. Культурно-познавательный туризм.
На территории города находится Историко-краеведческий музей г. Протвино и Выставочный центр. Анкеты на данные учреждения прилагаются отдельно.
2. Пляжный - нет
3. Деловой туризм – нет.
4. Событийный:
-   Каждый год разнообразно, ярко, красочно проходит Масленица (февраль-март).
-  Последние выходные мая наш город ежегодно празднует День города. Празднества проходят торжественно, весело, с неожиданными сюрпризами и подарками для жителей города, концертами знаменитых музыкантов и непременным праздничным салютом. На пешеходной улице разворачивается Город мастеров, где прямо на глазах рисуют картины, учат мастерству резьбы по дереву или бисероплетению, Прямо на улице играют самодеятельные музыканты.
Тысячи горожан и гостей города участвуют в праздничных мероприятиях и, каждый может найти себе развлечение по душе.
-  На базе современного муниципального дворца спорта «Импульс» проходят интересные спортивные праздники и крупные соревнования, которые имеют свою историю и многолетние традиции:
- Межрегиональный фестиваль южного Подмосковья «Спорт, музыка, грация»  проходит каждый год в апреле.
- Открытый турнир по САМБО, посвящённый героям 49-й Речицкой Краснознамённой дивизии, защищавшей в битве под Москвой южное Подмосковье (начало декабря).
- Традиционные лыжные гонки на Кубок Главы города Протвино с участием сильнейших лыжников Подмосковья и России (конец января).
 
    Организует городские мероприятия Администрация города Протвино, адрес сайта:  http://www.protvino.ru/. Безопасность пребывания гостей и участников мероприятий гарантируется.

    В городе имеется гостиница «Протва». Количество номеров – 100, мест – 183,

 

Дата изменения: 15.02.2013 12:04